«Социальная ответственность продлевает жизнь: бизнесу, стране и каждому украинцу» – Александр Сосис, акционер Альянс Банка для журнала Banker

Alliancebank sosis

8 декабря 2021

568

1. Как развивается корпоративно-социальная ответственность(КСО) в Украине в целом, конкретно банковского и финансового секторов, бизнеса (B2B клиенты банков), на каком этапе находится?

Если во многих странах понятие корпоративно-социальной ответственности давно стало составляющей бизнеса, то в Украине ее все еще могут спутать с благотворительностью или проведением корпоративов. Разница в том, что КСО – это налаживание бизнес-процессов, позволяющее не только получать прибыль, но и решать общественные потребности. Какими бы они ни были. Одним из препятствий популяризации КСО становится отсутствие государственной регламентации этого вопроса. Проще говоря, если нет цели с измеряемым результатом, сроком и бонусами, то и бизнес рассматривает введение КСО по собственному усмотрению. В европейских странах социальная ответственность утверждена на законодательном уровне, что пока не соответствует реальности в Украине.

Несмотря на это, деятельность банковского и финансового сектора в Украине имеет высокие оценки мирового сообщества и показывает не менее высокие темпы роста. Поэтому и уровень ответственности за свои действия в нашей сфере достигает международных стандартов, что все больше привлекает компании в КСО. Можно утверждать, что именно благодаря влиянию иностранных компаний и началось развитие социальной ответственности в Украине, но считаю, что мы все же перешли на новый уровень – уже не начальный. Это было связано с рядом событий, которые объединили общество и показали готовность бизнеса помогать: короновирусный кризис, аннексия украинских территорий, патриотические события.


2. Что включает в себя развитие КСО (какие направления, основные тренды)?

Вообще развитие КСО должно быть комплексным и учитывать факторы от окружающей среды до собственно создаваемого продукта. Но в большинстве своем бизнес реагирует на запрос общества. Что это значит?

Если у общества есть определенный запрос и активный отклик на этот вопрос, то он становится первоочередным в развитии КСО компаний. Например, недавно в сети разошелся скандал по поводу личного фото украинского фуд-производителя на территории РФ, на что украинские маркетплейсы сразу отреагировали на общественное осуждение и сняли эту продукцию с продаж. То есть, они отреагировали на запрос общества. То же сейчас происходит с поддержкой экологических инициатив, гендерного и расового равенства. Однако не следует забывать и откладывать другие направления КСО, такие как: забота о человеческих ресурсах и их развитии, прозрачность деловых отношений и чистая финансовая деятельность, создание действительно необходимого продукта, отвечающего реалиям ответственного потребления.


3. Какие проекты/программы по развитию корпоративно-социальной ответственности (КСО) разработаны и внедрены в вашей организации?

Одним из важнейших своих проектов мы считаем "Форум добрых дел", созданный Банком Альянс вместе с Институтом развития гражданского общества имени Голды Меир. В этом году на трех Форумах говорили не только о благотворительности бизнеса, но и об общественном активизме. Главная цель – продемонстрировать на реальных историях, что делать добро может каждый. Но есть и второстепенная – создать диалог с властью, чтобы лидеры мнений, владельцы стартапов, представители МСБ могли развиваться в этом направлении без преград и популяризировать социальную ответственность в обществе.

Еще один пример – конференция «Безводный аммиак: ломаем стереотипы, оптимизируем расходы», которую мы создали в образовательных целях для аграриев Украины. На конференции обсуждали вопросы взаимозависимости долгосрочной прибыли и ответственного отношения к экологии, использования удобрений и ведения бизнеса.


4. Почему бизнесу важно и выгодно становиться социально ответственным?

Если вы владелец бизнеса, до сих пор не воспринимающий ценности, то вы точно воспринимаете язык цифр. Миллениалы тратят на 70% больше на бренды с системой ценностей и корпоративной ответственностью. А 51% взрослых чаще покупают продукт или пользуются услугой компании, поддержавшей социальные инициативы.

Что уж говорить о поколении Z. Если у вас есть дети, то вы уже сейчас можете заметить, как их мнение влияет на ваш выбор. Это молодое поколение, выросшее на лозунгах об осознанном потреблении, заботе об экологии и изменении моральных норм. В будущем именно они станут основной аудиторией вашего бренда.


5. Как важно украинскому обществу в целом и работникам, чтобы компании внедряли социально ответственные проекты?

Каждый из нас ежедневно контактирует с сотней брендов/бизнесов/проектов. То есть, можно утверждать, что жизнь каждого украинца прямо пропорционально зависит от качества и ответственности этих компаний: каким образом происходит производство, какие условия труда сотрудников, как банк может помочь развивать свое дело, как можно привлечь свободные ресурсы к решению общественных задач. Вариантов может быть очень много. И это создает мощную поддержку, которая помогает государству создавать сильные позиции не только извне, но и внутри страны.